2.Назначение релейной защиты.
Автоматика в СЭС.
РЗ предназначена
для определения поврежденного элемента и его отключения. РЗ - наиболее
распространенный вид автоматики.
Основным аппаратом
РЗ является реле. КЗ и ненормальные режимы сопровождаются изменением тока,
напряжения, частоты, направлением перетока активной и реактивной мощности. Поэтому реле может работать в
зависимости от изменения одного или нескольких параметров.
В ряде случаев
одной РЗ недостаточно для повышения надежности электроснабжения. Совместно с РЗ
используется автоматика.
Автоматика
1. АВР – автоматический ввод резерва.
Имеется два независимых источника питания и две секции шин.
При повреждении или КЗ Q1 отключается. Первая секция шин оказывается без напряжения. АВР включает секционный выключатель Q3. На первой секции шин питание восстановлено.
Желательно, чтобы время действия АВР было минимально.
2. АПВ – автоматическое повторное включение.
АПВ бывает:
1) Однофазное.
2) Трехфазное.
Опыт эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что большинство повреждений после быстрого отключения линий релейной защитой самоустраняется, а линия, включенная повторно, остается в работе, продолжая обеспечивать электроснабжение.
3. АЧР – автоматическая частотная разгрузка. Схема АЧР срабатывает в зависимости от частоты тока.
При отключении
мощного генератора появляется дефицит электроэнергии, что может привести к
глубокому снижению частоты и действующего значения напряжения, расстройству
работы потребителей, выходу из синхронизма генераторов и нарушению
устойчивости работы всей энергосистемы.
АЧР предназначена
для того, чтобы был баланс между имеющейся и потребленной энергией. АЧР
действует только от понижения частоты. При снижении частоты автоматика
отключает наименее ответственных потребителей.
АРВ – автоматическое
регулирование возбуждения.
Эта автоматика
регулирует (увеличивает или уменьшает) ток возбуждения синхронных машин.
Изменением тока возбуждения регулируется выработка реактивной мощности. При
снижении напряжения работает АРВ и увеличивает ток возбуждения синхронной
машины. Выработка реактивной мощности увеличивается. Используется в синхронных
компенсаторах.
4. РПН –
регулирование напряжения под нагрузкой.
5. УРОВ устройство
резервирования отказа выключателя. Используется на крупных п/ст. с двумя системами шин.
Защита подействовала на Q1. Q1 не отключился. Автоматика выполняет меньшее количество отключений. Отключается секционный выключатель и все выключатели второй секции шин.
1. Делительная автоматика.
85 % всех систем работают параллельно. Например, произошло КЗ в одной электрической системе. В одной энергетической системе потребляемая мощность уменьшилась, генераторы стали вращаться быстрее. В другой – увеличилась, генераторы стали вращаться медленнее. Возникают качания между системами. После отключения КЗ качания могут самоустраниться, а могут и не устраниться. Этот режим опасен. Генераторы могут выйти из синхронизма. Для предотвращения этого определяют центр качаний и ставят делительную автоматику.
Синхронизация генераторов
Автоматическое устройство, помогающее включать генераторы на параллельную работу. Синхронизация бывает грубой и точной.
Кроме синхронизации генераторов существует еще автоматической регулирование числа оборотов СМ и активной мощности СГ.