На трансформаторах с напряжением стороны ПН выше 1000 В (3; 6; 10 кВ) для повышения чувствительности максимальной токовой защиты к КЗ за трансформатором применяется пусковой орган минимального напряжения пли комбинированный пусковой орган напряжения. Структурная схема максимальной токовой защиты с пусковым органом напряжения (Н <) показана на рис. 33,о. При КЗ на шинах НН напряжение г, месте КЗ резко снижается и пусковой орган срабатывает. Одновременно ток КЗ вызывает срабатывание максимальных реле тока (Т>), включенных на 2 или 3 фазных тока трансформатора, что вызывает срабатывание органа выдержки времени В и отключение трансформатора с двух сторон

Рис   33. Структурная схема  максимальной токовой защиты с пуском  по  напряжению   (а)   и   схема   комбинированного   пускового органа напряжения  (б)

В других случаях увеличения тока через трансформатор, когда могут сработать реле тока Т > (самозапуск электродвигателей, подключение дополнительной нагрузки на стороне НН), напряжение на шинах НИ не снижается до уровня действия пускового органа и защита в целом не срабатывает (блокируется). Благодаря пусковому органу напряжения можно не отстраивать максимальную токовую защиту от токов самозапуска, т.е. в выражениях (26) и (27) принимать А'сш и k'n равными 1. Это позволяет выполнить очень чувствительностью по току максимальную токовую защиту трансформатора с уставкой не более 1,5 номинального тока трансформатора.

Пуск по напряжению осуществляется, главным образом, с помощью комбинированного пускового органа (рис. 33, о), выполненного с одним минимальным реле напряжения / типа РН-50, включенным на междуфазное напряжение, и одним фильтром-реле напряжения обратной последовательности 2 типа РНФ-1М, разрывающим своим контактом цепь обмотки минимального реле 1. Реле 1 может использо­ваться с размыкающим или замыкающим контактом в зависимости от построения схемы защиты.

 

Комбинированный пусковой орган работает следующим образом. В нормальном режиме размыкающий контакт реле 2 замкнут и через него подано напряжение на обмотку реле 1. При несимметричном КЗ появляется напряжение обратной последовательности, срабатывает реле 2 и размыкает свой контакт в цепи реле 1. в результате чего реле 1 теряет питание, возвращается и переключает своп контакты в положение «.Па складе». Этим осуществляется пуск максимальной токовой защиты. При симметричном трехфазном КЗ реле 2 не срабатывает, но напряжение снижается на всех фазах, в том числе и на тех, на которые включено реле /, поэтому оно возвратится, если напряжение снизится ниже его напряже­ния возврата (около 0,5 номинального).

 

Иногда вместо комбинированного пускового органа напряжения применяется пусковой орган, со­стоящий из трех минимальных реле напряжения, включенных на три междуфазные напряжения, раз­мыкающие контакты которых включены параллельно, т. е. по схеме «ИЛИ» (рис. 15, а). Три реле необходимы для того, чтобы пусковой орган надежно действовал при всех сочетаниях двухфазного КЗ: Л — Д, Л — С, С — Л, поскольку лишь напряжение между замкнувшимися фазами снижается до нуля.

 

Технические характеристики реле РН-50 и РНФ-1А1 приведены в работе [11]. Условия расчета параметров срабатывания (уставок) пусковых органов напряжения и примеры расчета рассмотрены в работе [9].

 

Однако при номинальном напряжении стороны НН трансформатора ниже 1000 В, в частности 0.4 кВ, пусковой орган напряжения может вызвать отказ защиты по напряжению при трехфазном КЗ через переходное сопротивление в несколько миллиом. Практика показывает, что большинство повреждении на шинах 0,4 кВ очень быстро переходит в трехфазное КЗ с переходным сопротивлением в месте КЗ до 15 мОм («раздувается» электрическая дута). Поэтому с середины 1980-х годов пусковые органы напряжения в схемах максимальных токовых защит трансформаторов 6(10)/0,4кВ не устанавливаются. В связи с этим при большой доле электродвигателей в нагрузке трансформатора его максимальная токовая защита без пускового органа напряжения может иметь большой ток срабатывания и потерять способность к дальнему резервированию. Для целей дальнего резервирования разрабатываются специальные защиты, имеющие высокую чувствительность к удаленным трехфазным КЗ в сети 0,4 кВ, но надежно отстроенные от режима самозапуска электродвигателей 0,4 кВ. Наряду с этим следует ограничивать число электродвигателей, участвующих в самозапуске, путем автоматического отключения с помощью защиты минимального напряжения электродвигателей неответственных механизмов. При расчете тока срабатывания максимальных токовых защит (без пуска по напряжению) следует учитывать только те электродвигатели, которые участвуют в самозапуске [9].

Hosted by uCoz